В рамках механизации участка остекления на «НЕФАЗе» внедрены три манипулятора.
Пассажирские автобусы с годами обретают все более современный облик, они становятся светлыми и визуально лёгкими, с хорошей обзорностью, а это в свою очередь предполагает наличие большого количества стекол.
«На одном автобусе производства ПАО «НЕФАЗ» устанавливается до 29 стекол, самое большое из которых в исполнении стеклопакета имеет размеры 1710х1980 мм и массу 78,5 кг, – отмечает главный технолог предприятия Мария Нуриева. – Соответственно механизация участка остекления была неизбежна, и в 2021 году началась проработка данного вопроса».
«Первоначально рассматривались разные варианты решения: экзоскелеты, подкатной стол с механизмом опрокидывания стекла собственного производства, кран-балка с вакуумным захватом, передвижной напольный манипулятор, манипулятор на КВК-системах и даже необитаемые робототехнические комплексы (РТК), – поясняет ведущий инженер-технолог Игорь Измайлов. – При более детальном изучении рынка манипуляторов, общении с производителями и эксплуатирующими организациями был сформирован чек-лист с важными параметрами: тип манипулятора, вид привода, схема захвата, эргономика управления, качество комплектующих, гарантийное и сервисное обслуживание, опыт реализации подобных проектов. В итоге было принято решение, что оптимальный вариант для нашего производства – подвесной пневматический манипулятор консольного типа. Специалисты компании-поставщика ООО «ДАЛМЕК-РУС» спроектировали по нашему техническому заданию, изготовили и выполнили шеф-монтаж необходимого оборудования».
Особенностью установленных манипуляторов является то, что 80% компонентов манипуляторов изготовлены на собственных предприятиях компании, но при этом являются стандартными и заменимы на аналогичные других брендов. Манипуляторы удобны и неприхотливы в эксплуатации, так как работают исключительно от системы сжатого воздуха, при этом имея в конструкции все системы безопасности, исключающие некачественный захват, падение груза при аварийном отключении воздуха или обрыве какого-либо контура. Конечно, все это возможно только при бережном обращении с высокотехнологичным оборудованием.
Успешное внедрение манипуляторов стало возможным благодаря слаженной работе коллектива участка остекления под руководством мастеров Наиля Хаматова и Руслана Ахтямова, оперативной работе отдела проектирования технологической оснастки под руководством Илюса Мухаметова и непростому труду бригады монтажников под руководством мастера Марселя Карасова, которым пришлось выполнять опасную работу на высоте. Многие идеи в части оснащения участка были инициированы самими работниками уже при внедрении манипуляторов, что позволило значительно оптимизировать процесс монтажа стекол.
Всего на данный момент установлены 3 манипулятора: два непосредственно на участке остекления и один на конвейере сборки, с помощью которого устанавливаются лобовые стекла автобусов.
Реализация проекта по механизации операций остекления выпускаемой пассажирской техники позволит снизить физическую нагрузку и улучшить условия труда работников, а также улучшить показатели производительности.
10 Октября 2024